16+
Подробности

Первые пароходы были объектом ненависти и обожания

Судьба всегда благоприятствовала Царицыну. После отмены крепостного права в 1861 г. он становится одним из бурно развивающихся промышленно-транспортных центров России. В немалой степени этому способствовал быстрый рост судоходства.

Старый конь фарватера не испортит

Почти три века назад по Волге ходили расшивы, коноводки и беляны. Сейчас эти суда кажутся примитивными, но для того времени они были незаменимы. Например, беляна — самое большое судно непарового флота на Волге, строилось на одну путину. В верховьях Волги ее складывали из бревен, шли на ней по течению до низовья и там разбирали на лес. Некоторые из белян поднимали до 800 тыс. пудов — рекордная грузоподъемность даже в наше время!

Коноводка получила свое название от способа передвижения: основной тягловой силой являлись лошади, находившиеся на палубе судна. О размерах коноводки можно судить по тому, что кроме груза и команды на судне могло находиться до 200 лошадей на несколько смен работы. Принцип устройства «коноводной машины», как ее называли, состоял в подтягивании с помощью вертикального вала, вращаемого конской тягой, к заводимому вперед судна тяжелому якорю весом до 100 пудов. Каждая коноводка обслуживалась несколькими завознями — большими весельными лодками. Само судно являлось одновременно буксиром — за ним тянулись подчалки: 3—5 крупных и 15—20 мелких барж.

И, наконец, расшива — одно из самых распространенных судов на Волге. Именно расшива изображена на знаменитой картине Ильи Репина — ее тащат бурлаки. Расшива перевозила грузы, идя вниз по реке под парусом, а вверх — бурлаками.

7 сентября 1843 г. в России получил высочайшее утверждение императора устав «Пароходного общества по Волге».

«Приступив к работе, общество не только успешно наладило пароходное дело, но и дало толчок к созданию целого ряда других компаний, работавших вплоть до национализации флота после революции 1917 г.», — пишет волжский историк Иван Антонов.

Первый пароход общества под названием «Волга», изготовленный в Голландии и доставленный в Россию в разобранном виде, приступил к работе в мае 1846 г. В 1848 г. были приобретены пароходы «Геркулес» и «Самсон». На первых судах команды были исключительно иностранными — работали голландцы и финны. По ироничному отзыву современников они «по-русски правильно только ругаться умели». Жены шкиперов-иностранцев готовили еду для пассажиров.

Чертова расшива

Волжские пароходы сразу же впали в немилость у населения. Во-первых, царицынское купечество посчитало их барской затеей, указывая на большое потребление дров, распугивание рыбы в реке и отнятие заработка у бурлаков. Во-вторых, простые царицынцы сразу же окрестили пароходы «чертовыми расшивами». Они всерьез верили, что «в нутре судна сидит черт» и что он «должно быть тоже устает, так как дышит очень сильно — не по-людски, да и не по-воловьи, а как-то по-своему, больно громко и через трубу», пишет исследователь Илья Шубин. С «дьявольской посудиной» связывали народные бедствия: засуху, войну, падеж скота, эпидемии. Едва завидев «чертову расшиву», царицынцы разбегались с улиц и прятались во дворах и на гумнах, выглядывали оттуда украдкой, читая молитвы и отплевываясь троекратно от нечистой силы. А уж как ненавидели пароходы сами бурлаки! Их озлобленные толпы нападали на суда, бросая в них палки и камни. Посему первые пароходы сопровождали полицейские команды.

Но все течет, все меняется. Привыкли царицынцы и к пароходам. Теперь толпы народа уже сами шли смотреть на небывалое чудо.

«Своим числом напоминавшие нашествие Мамая и Пугачева, люди съезжались сюда из деревень и сел, а равно и из городов и весей и целыми днями, неделями и даже более проживали в прибрежных селах, ожидая прибытия парохода к данному пункту», — пишет Шубин.

Покататься на «Царе» с «Царицей»

На Волге пароходные общества росли как грибы. «Кавказ и Меркурий», «Нептун», «Дружина» и… «Самолет» — ведь до появления авиации пароходы часто называли самолетами. В Царицыне имелись пристани всех крупных пароходных компаний. В 60-е годы позапрошлого столетия по реке ходило уже 20 пароходов, а через 10 лет их стало почти 400, в том числе 60 пассажирских. Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Царицын крупным портом. Здесь суда загружались продуктами, снабжавшими как верховье Волги, так и Астрахань, Закавказский край. Преимущественно это были зерно, ржаная и пшеничная мука, сало, соль, табак. Товарооборот по реке составлял до 3,5 млн. руб.

Поездки на пароходах становились все более престижными. В зависимости от состояния кошелька царицынцы получили возможность выбирать для путешествий свой уровень комфорта. Так, в 1859 г. общество «По Волге» удивило публику двумя новыми пассажирскими пароходами — «Царь» и «Царица». Они были английской постройки и оборудованы с неслыханными для того времени удобствами и роскошью. Тариф от Казани до Астрахани на этих судах составлял 32 руб. — для 1-го класса, 21 руб. — для 2-го, 10,5 руб. — для 3-го. На борту отдыхали, совершали деловые сделки, вели переговоры. К 1914 г. на Волге насчитывалось уже около 50 крупных судов. Пассажиры размещались не в душных трюмах или на палубе под брезентом, а в специальных каютах, где было проведено электрическое освещение и имелись все удобства.

Инга ИВАНОВА.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

14:14, Общество

Монах Степнов пояснил, куда уходит душа после Страшного суда

14:05, Необычное

Стало известно, волгоградцы с какой группой крови - самые красивые и сексуальные

13:59, Происшествия

В Волгограде покалечился пассажир маршрутки

13:52, Общество

Метеоролог Шувалов рассказал, когда придет потепление

13:40, ЖКХ

Жителям Дзержинского района Волгограда на два дня отключат горячую воду

13:33, Общество

Миллион деревьев высадили в Волгоградской области

13:29, Криминал

Волгоградец, развративший 12-летнюю девочку в подъезде, просил его оправдать

13:17, Общество

25 тыс. жителей Волгоградской области воспользовались льготной и семейной ипотекой

13:12, Здоровье

Волгоградцам объяснили, какое давление считается нормальным

12:54, Происшествия

Чудеса с молоком и сливками произошли под Волгоградом

12:47, Культура

Волгоградцы увидят выставку из музея-усадьбы «Ясная Поляна»

12:27, Происшествия

В Волгограде умерла легендарный лор-врач Алла Броховецкая

12:17, Образование

Последние звонки в школах Волгоградской области зазвучат 25 мая

12:06, Происшествия

Под Волгоградом директора детсада осудят после ампутации пальца ребёнку

12:04, Общество

Моржи Волгоградской области завершили купальный сезон

11:49, Общество

Волгоградцы не хотят брать кредиты на отпуск

11:44, Происшествия

«КамАЗ» завалился на бок на трассе под Волгоградом

11:40, Криминал

В Волгограде осудят таксиста, который по состоянию здоровья не должен был садиться за руль

11:27, Происшествия

Волгоградка прописала в комнате общежития 10 мигрантов

11:18, Общество

О радиационной обстановке в Волгоградской области сообщают специалисты

Календарь